Как защитить пенсионера от мошенников
Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры. Изворотливые дельцы умело заговаривают пожилых людей, убеждают в своей правоте, и те отдают им свои сбережения.
Злоумышленники мастерски пользуются любыми заметными событиями, и нынешние — не исключение. Призвать мошенников к ответственности сложно, их практически невозможно выследить. Поговорим о том, какие сценарии обмана наиболее популярны и как от них уберечь бабушек и дедушек.
Почему пенсионеры — самая уязвимая категория
- Людьми преклонного возраста легко манипулировать. Они, словно дети, наивны и доверчивы, их проще ввести в заблуждение, запугать.
- Пенсионеры плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в интернете.
- Людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счёту.
- Старики привыкли безоговорочно доверять каждому, кто произнесёт «соцслужба», «полиция», «собес» или волшебное слово «бесплатно».
- У пенсионеров, особенно одиноких, ввиду изолированного образа жизни обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.
Популярные схемы мошенничества
Социальная помощь
Позвонив по телефону и представившись сотрудником соцзащиты или подобной организации, аферист сообщает пенсионеру, что ему положена какая-то доплата или надбавка. Очень часто могут ссылать на постановления президента или мэра города, добавляя «ну, вы же видели по телевизору». В общем, деньги ждут перевода, и нужно оплатить небольшую комиссию за него.
Бывает, мошенники наносят визит лично. Липовых сотрудников собеса или пенсионного фонда пенсионеры доверчиво впускают в дом, даже не догадываясь проверить их удостоверения.
По этой же схеме работают мошенники, которые представляются сотрудниками управляющей компании, ресурсоснабжающей или любой другой организации. Например, пенсионерам могут предложить проверку счётчиков. Как правило, мошенники ходят по двое. Один отвлекает старика, другой ищет ценности.
Медицинский обман
В период продолжающейся пандемии этот вид манипуляции людьми стал весьма действенным. Аферист звонит по телефону, представляется сотрудником поликлиники и говорит, что государство обязало пенсионеров пройти обследование на COVID-19, настаивает на покупке лекарства для профилактики. «Сотрудник» убедителен, чётко отвечает на вопросы, использует медицинскую терминологию. Человек верит, переводит деньги и ждёт медработника, который привезёт лекарство и проведёт обследование на дому. Естественно, никто не приезжает, после звонка в поликлинику факт обмана подтверждается. Ещё вариант: звонок из «поликлиники», пугают — у вас обнаружено серьёзное заболевание, нужны лекарства и медицинские приборы. Мы доставим.
Банковские аферы
Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и код безопасности — то есть то, что сообщать нельзя. Нередко мошенники отправляют SMS c текстом: «Ваша карта заблокирована, отправьте код для разблокировки», «Вам положена компенсация, для получения пришлите код». Когда, как сейчас, обостряется экономическая ситуация, мошенники либо предлагают выгодный вклад и перевод сбережений на него, либо пугают блокировкой счёта и риском потерять накопленное. В надежде получить выплату или защитить свои деньги пенсионер раскрывает секретную информацию. Мошенник опустошает карту. Только потом человек понимает, что его обманули.
Аферы коммунальщиков и ремонтников
Мошенники приходят в дом пенсионера и предлагают услугу: прочистить вентиляцию со скидкой, установить суперфильтр для воды и т. п. Убеждают, манипулируют пожилыми людьми, берут высокую оплату, а если нет денег, предлагают кредит. Опасность кредита в том, что фирма мошенников может работать официально, и в случае подписания договора оснований для возбуждения уголовного дела нет. Вернуть деньги невозможно, а при неуплате по кредиту аферисты могут даже подать в суд.
Звонки из полиции
Простая схема манипулирования людьми: сотрудник полиции сообщает по телефону, что родственник пенсионера попал в ДТП или совершил преступление. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужна взятка. Требуется перевод денег или их передача курьеру. Важно помнить и предупредить близких: если поступает подобный звонок, в первую очередь нужно лично позвонить «пострадавшему» и убедиться, что у него всё хорошо.
Ложные выигрыши
Приходит SMS с информацией о выигрыше денег, машины, ценного приза. Для получения «выигрыша» аферисты просят перевести сумму в счёт уплаты налогов или пошлин. И как только получают деньги, исчезают.
Продажи «полезных» вещей
Одна из первых схем мошенников — продажа людям суперпылесосов, газоанализаторов, чудодейственных приборов от давления и т. п. Продают настолько навязчиво и убедительно, что пенсионер сдаётся и покупает втридорога, берёт кредит, а потом отбивается от коллекторов.
Что делать, чтобы защитить пожилых людей Старики часто упрямы, но нужно регулярно напоминать им, что нельзя впускать в дом посторонних. И один, и два разговора вам не помогут. Тему нужно поднимать постоянно — время от времени. Помогите вашему родственнику следовать вашим советам. Например, можно установить видеодомофон, чтобы через него можно было видеть пришедшего. Объясните, что если визитёр представляется работником соцслужбы, нужно узнать его Ф. И. О. и рабочий телефон, а также уточнить в самой организации, правда ли они их сотрудники. Для этого телефон социальных и коммунальных служб должен быть у пожилого человека всегда под рукой. Также расскажите, что никому и никогда нельзя отдавать паспорт, пенсионное или ветеранское удостоверение, в верить в выигрыш без участия в розыгрышах — неразумно.
Источник